Заказать

Разработка стратегии развития RFID на предприятии

Преимущества применения технологии RFID на предприятии очевидны. Технология позволяет ускорить реализацию бережливого производства, снизить процент ошибочных операций, выявить и предотвратить потери за счет автоматизации и уменьшения влияния человеческого фактора – приоритетная задача любого современного предприятия.

Важным преимуществом системы RFID является и возможность автоматизации и избавления от ошибок процесса оформления сопроводительной документации: маркированный объект «сам расскажет о себе». Но, несмотря на внешнюю привлекательность технологии, внедрение RFID именно в сфере логистики, особенно складской, сдерживается рядом экономических, технических и организационных факторов.

Первый и основной — отсутствие самой возможности внедрить какую-либо технологию идентификации на предприятии по причине хаоса или плохой организации труда в системе учета и документооборота. Для того чтобы применить технологию RFID в составе системы учета или автоматизации чего-либо в логистике — склада, терминала и т. п. — необходим прежде всего четкий формализованный процесс, который нужно оптимизировать или автоматизировать.

В 99% случаев создание этого процесса и есть самая большая сложность в российских реалиях. Возьмем, к примеру, склад, где расположены груды коробок, пакетов. О том, где и что находится, знают „умные“ кладовщики и грузчики, причем обычно каждый только по своему направлению. О зонах складирования, приемки, отгрузки, ячеистом хранении, единообразии в заведении номенклатурных единиц, правильно структурированном номенклатурном справочнике можно только мечтать. Менеджеры и персонал уже давно „оптимизировали“ свою работу в этой системе, и любое изменение в организации их привычного порядка работы приводит к серьезному замедлению деятельности предприятия.

Таким образом, начинать надо с самой основы — правильной организации работы компании, для чего необходимо практически полностью перестраивать годами сложившуюся систему. Обычно это останавливает любой процесс оптимизации, автоматизации, внедрения новых технологий…

Второй фактор, препятствующий широкому распространению технологи RFID в логистике, — более высокая в общем случае стоимость ее внедрения и эксплуатации по сравнению с системами на штрихкодах. Необходимо маркировать каждую единицу товара, по которой ведется учет. Если со штрихкодом все просто и понятно, так как большинство производителей зарегистрированы в ЮНИСКАН/ГС1, имеют уникальные коды, печатают их на упаковке и, более того, уже используют их в своих логистических системах, то RFID-метки, скорее всего, придется ставить самому. В случае если продукция или тара невозвратная — это дополнительные (и ощутимые при больших объемах) расходы. Смущает потенциальных заказчиков и возможное экранирование при размещении меток на металлических поверхностях, подверженность систем радиочастотной идентификации помехам в виде электромагнитных полей. Несмотря на кажущуюся привлекательность RFID-технологии — возможности бесконтактно определять метки, считывать сотни меток единовременно, большую „живучесть“ меток, — существует громадное количество „но“ и подводных камней. Технически сложна реализация надежного чтения RFID-меток с металлических поверхностей, объектов с водой. Сама зона идентификации меток не имеет четких границ, и в случае использования высоких частот (UHF) непросто определять „нужные“ метки, не поймав при этом лишние. Существенным минусом, является отсутствие единой международной системы электронной кодификации, в рамках которой каждому товару будет присвоен свой уникальный номер. Тем не менее, многие российские компании задумываются о внедрении RFID и следят за развитием событий.

Что служит побудительным мотивом применения технологий радиочастотной идентификации?

По опыту известно, что зачастую отправной точкой проектов автоматизации (в том числе и логистики) являются вопросы не экономической выгоды, а экономической безопасности, безопасности жизнедеятельности и желания наладить учетные процессы в принципе. Через какое-то время каждый производитель при производстве товара начнет вставлять в него RFID-метку, которая будет полностью описывать этот товар. Конечно, в этой ситуации эффективность сильно повысится, потому что низкая стоимость метки не слишком повлияет на стоимость товара, и метка будет играть роль обычного штрихкода, который можно считывать на расстоянии, с расширенной, чем у штрихкода, информацией. Видимо, развитие RFID будет схоже с развитием штрихкода.

При использовании технологии RFID на предприятии, в общем случае затратная часть складывается из следующих составляющих:

  • затраты на предварительную экономическую оценку от внедрения проекта;
  • обследование объекта внедрения;
  • полевые испытания RFID-оборудования на объекте автоматизации;
  • разработка проектно-сметной документации;
  • закупка и поставка оборудования и материалов (метки + считыватели для работы с метками, принтеры и сканеры);
  • монтажные и пусконаладочные работы (подготовка ИТ-инфраструктуры к внедрению RFID-системы, внедрение новой системы, ее модернизация и расширение функций, интеграция с новыми или обновленными программными продуктами заказчика);
  • обучение персонала;
  • затраты на изменение организационно-штатной структуры предприятия, связанное с выстраиванием процессов эксплуатации внедренной системы.

В настоящий момент стоимость бумажной пассивной радиочастотной метки составляет от $0,2 до $3 за штуку (в зависимости от размера партии). Для метки в защищенном промышленном исполнении она может достигать €20–30 и более. Считыватель RFID может стоить от $1 000 до $4 000 за штуку.

Пока же использование RFID-меток для маркировки недорогих товаров экономически нецелесообразна. Поэтому на сегодняшний день практика использования технологии RFID в складской логистике ограничена применением RFID-меток для маркировки контейнеров, паллет и коробок; для защиты дорогих товаров от краж или для обеспечения сохранности изделий, переданных на гарантийное обслуживание».

Стоит также отметить, что внедрение технологий RFID не приносит должного эффекта, если сама по себе логистическая цепочка предприятия имеет много узких мест. Например, нет современных систем автоматизации логистических процессов, нет возможности принимать заявку в электронном формате на отгрузку товаров со склада, чтобы заранее проверить, вполне ли они соответствуют вашим заказам на поставку, или склад не оборудован под хранение товаров должным образом. В среднем срок окупаемости RFID-системы учета в логистике — около одного года. Он зависит от множества параметров, в том числе от целей внедрения системы, от качества внедрения RFID и бизнес-модели, от масштабности решаемых задач, от стоимости системы.

Экономические эффекты от использования RFID-систем, как и других систем автоматизации, лежат в области сокращения расходов и увеличения прибыли.

Можно выделить прямые эффекты снижения затрат (снижение издержек, сокращение товарного запаса, повышение производительности и другие) и косвенные, получаемые через поддержку существующей бизнес-модели (повышение лояльности клиентов и сотрудников, получение конкурентных преимуществ на рынке, обеспечение прозрачности управления). Прямое влияние системы на увеличение доходов компании выражается в повышении спроса, увеличении товарооборота, повышении качества и скорости обслуживания клиентов.

Факторы, влияющие на эффективность бизнес-процессов, возникающую вследствие внедрения системы автоматизации с RFID-технологией:

  • увеличение скорости получения и эффективности обработки оперативной информации на всех контролируемых уровнях;
  • оптимизация оперативного контроля и руководства; > минимизация потерь на всех этапах логистической цепочки;
  • сокращение расходов на эксплуатирующий персонал;
  • минимизация издержек на оперативный учет.

Приведем основные преимущества RFID-технологии перед более широко применяемой технологией штрихкодирования.
Главное — для RFID не нужен контакт или прямая видимость: единственное, что требуется для считывания информации с радиочастотной метки, — это ее нахождение в зоне действия считывателя.
Пассивные RFID метки имеют фактически неограниченный срок эксплуатации.
В тех сферах применения, где один и тот же маркированный объект может использоваться бессчетное количество раз (например, при идентификации паллет или возвратной тары), радиочастотная метка оказывается идеальным средством идентификации, так как может быть использована многократно.
RFID-метки читаются быстро и точно (приближаясь к стопроцентной идентификации). Одновременно возможно считывание нескольких сотен меток.
Радиочастотные метки не требуется размещать на внешней стороне упаковки (объекта). Серьезным преимуществом RFID является возможность применения даже в агрессивных средах: RFID метки могут читаться через бумагу, грязь, краску, пар, воду, пластмассу, древесину. По сравнению со штрихкодом RFID-метки несут большее количество информации и могут быть интеллектуальны.
Есть преимущества и с точки зрения обеспечения мер безопасности: RFID-метки практически невозможно подделать. Метка обладает возможностями, позволяющими закрыть паролем операции записи и считывания данных. Кроме того, информацию можно зашифровать. В одной и той же метке можно одновременно хранить закрытые и открытые данные. Это делает радиочастотную метку идеальным средством, защищающим товары и материальные ценности от подделок и краж. Отдачу от вложений в систему повышает возможность повторной записи информации на RFID-метки.

Увеличение доходов предприятия за счет применения автоматизированных систем учета с технологией RFID связано главным образом с оптимизацией оперативного контроля и учета на всех уровнях технологического процесса и возможностью увеличения объемов обрабатываемого груза или товара за счет повышения эффективности управления при неизменных текущих затратах.
В остальных случаях предполагаются сокращение расходов и минимизация издержек на функционирование участка или подразделения, в котором внедряется система с использованием RFID.. Использование технологии RFID способствует увеличению скорости приемки или отгрузки.

У заказчиков, приступающих к внедрению системы радиочастотной идентификации, нередко возникает вопрос: возможно ли будет повышать экономическую эффективность RFID системы в процессе ее эксплуатации в логистике?
Такая постановка вопроса некорректна, ибо свидетельствует о недостаточном осознании заказчиком, что именно он хочет получить в результате проекта. Говорить о повышении эффективности системы уже в процессе эксплуатации — это камень в огород комиссии, формировавшей требования к созданию системы, и разработчиков, создавших и внедривших подобную систему. Максимальная экономическая эффективность является одним из ключевых требований на этапе формирования технического задания для разработки подобных систем. В случае использования технологии RFID - это требование должно быть одним из главных, так как применение RFID-технологий направлено именно на повышение эффективности какой-либо существующей системы.

Повысить экономическую эффективность RFID-системы в процессе ее эксплуатации можно следующими способами:

  • расширить сферу действия RFID-системы на смежные участки производства, склада;
  • при появлении более эффективного оборудования автоматической идентификации обновить аппаратно-техническую базу системы;
  • продолжить оптимизировать логистику предприятия и настроить RFID-систему под изменения технологии работы.

В целом, чтобы оценить экономическую эффективность от внедрения RFID-системы, нужно обладать самой системой, изменения в которой можно оценить с точки зрения экономической выгоды. Если такая система в наличии имеется, проблем обычно не бывает. Если этой системы нет, то расчет нужно начинать с затрат на создание самой системы учета. Далее предприятию необходимо представить себя в целом при новой организации рабочего процесса и оценить при этом затраты и экономический эффект от внедрения системы. Важно не забыть и про тот фактор, что, как и любая другая, система RFID требует последующего обслуживания и сопровождения; работать с системой должен технологический персонал необходимой квалификации»

Если внедрение RFID-системы начинается без проработки «узких мест» логистической цепочки компании, то ожидать эффекта от внедрения и последующего использования RFID бессмысленно.

Как показывает опыт, в процессе разработки и внедрения автоматизированной системы с использованием RFID-технологий компания может столкнуться с традиционными организационными проблемами, не только усложняющими оценку экономической эффективности системы, но и ставящими под сомнение саму целесообразность ее использования.

Существенными с точки зрения совокупного логистического процесса, операциями являются приемка и отгрузка грузов по количеству и по качеству.
На российских складах есть своя специфика: люди всегда работают по бумажной инструкции, по заданию, грубо говоря, «поезжай вот в эту ячейку, возьми вот это, отвези туда и подтверди, что ты это положил». Происходит такое количество действий, что уже нет разницы, просканировать вручную или провести через портал. Вторая сложность — проблема материальной ответственности. Многолетняя практика такова, что в России никто не будет нести материальную ответственность, пока сам не подпишется под документом.

Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отображает количественный и качественный состав материального потока. В процессе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения.

В процессе отгрузки товаров со складов решаются следующие основные задачи:

1) формирование и группировка товаров по маршрутам;
2) контроль качества упаковки товаров
3) формирование маршрутов движения автотранспорта;
4) своевременная отправка товаров;
5) ликвидация излишних простоев автотранспорта под погрузкой;
6) контроль возврата оборотной тары;
7) оформление всех видов документов.

Работники, выполняющие комплекс операций по отгрузке, принимают упакованные товары с участка комплектации по количеству мест в соответствии с комплектовочными ведомостями. При этом проверяются количество мест, целостность тары и наличие сопроводительной документации. Далее товары, упакованные в транспортную тару, перемещают в специальную экспедиционную зону склада. Перед отправкой товаров работники экспедиции проверяют комплектность партии по количеству мест на основе документации на отгрузку. Автомобильный транспорт при доставке товаров работает по утвержденным рейсовым графикам, что требует оперативности и быстроты погрузки.

Существенным резервом повышения эффективности функционирования является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к внедрению единых транспортно-складских процессов.
Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров. Надежность и экономичность работы склада зависит от количества постов для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Увеличение этого количества влечет за собой рост эксплуатационных расходов, сокращение увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта. Кроме того, ожидание разгрузки - это расходы, связанные с простоем транспорта.
Таким образом, необходимо находить компромисс между размером расходов на эксплуатацию постов обслуживания транспорта, размером суммарных расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.

На пути первичного источника сырья до конечного потребителя собственность на грузы, образующие материальный поток, последовательно переходит от одного участника логистического процесса к другому. В этих так называемых «местах стыка» происходит сверка фактических параметров материального потока с данными сопроводительных документов. По существу, в этих местах информационный поток, движущийся в значительной степени обособленно, «пристегивается» к материальному. Фактический состав материального потока может отличаться от информации о нем. Управление же осуществляется на основе именно информации. Последовательная приемка на всем пути движения грузов позволяет постоянно актуализировать данные, составляющие информационный поток.

Материальный поток - это движение материальных ценностей, сохранность которых обеспечивается системой материальной ответственности. В местах стыка происходит передача материальной ответственности. Нельзя проектировать логистический процесс без понимания и учета специфики порядка передачи материальной ответственности.

Задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках - одна из наиболее актуальных задач технологии RFID.

Задача постоянного обновления и корректировки информации о материальных потоках - одна из наиболее актуальных задач логистической деятельности. Без возложения материальной ответственности на конкретных лиц сложно обеспечить сохранность груза на всем пути движения материального потока. Однако следует иметь ввиду, что для участников логистического процесса, имеющих статус материально-ответственных лиц, безусловно, приоритетной задачей является не скорость, не надежность, не цена, а точное соответствие количественного и качественного состава потока данным сопроводительных документов. Весь логистический процесс остановится, если материально-ответственное лицо не уверено в точном соответствии количества и качества товара данным сопроводительных документов. Система материальной ответственности не должна тормозить логистический процесс. Следовательно, необходимо находить компромисс между различными системами, обеспечивающими сохранность материальных ценностей. Возможно, система без личной материальной ответственности принесет ущерб, но риск остановки процесса из-за необходимости актирования несоответствий может принести больший ущерб. Выход может быть найден в высоких гарантиях соблюдения качества и комплектности поставок, т.е. в том, чтобы функцию контроля взяли на себя поставщик либо экспедитор (это должно войти в их систему сервиса).

Традиционная система поставок требует организации входного контроля. Соответственно, все процедуры приемки должны быть четко спланированы, что позволит, не снимая материальной ответственности с конкретных лиц, снизить риск остановки логистического процесса.

Сама по себе, повторим, RFID-система чуда не сделает.

Это могут быть как недостаточно проработанные бизнес-процессы, так и непокрытые потребности в автоматизации логистики предприятия. Сегодня многие понимают, что эффективность информационной системы определяется ее наполнением и качеством реализации проекта — „правильностью“ структур и процессов». Следует учитывать, что сама по себе технология RFID не способна изменять существующие процессы, поскольку является лишь инструментом, однако выявление основных характеристик — слабой организации, наличия белых пятен, локальных циклов в движении товаров, пробелов в информационном обеспечении и других — способствует возможности качественно улучшить существующие бизнес-процессы, повысить их прозрачность и снизить основные издержки. С помощью RFID возможно контролировать и столь специфические процессы, как образование дополнительных издержек на предприятии и их влияние на конечную стоимость продуктов.

Говоря по-другому, результат внедрения RFID-системы определяется качеством бизнес-модели, поэтому начинать проект внедрения системы надо с главного — с изучения собственной готовности к внедрению инноваций.